Про стыд, вину и ответственность

Эти слова сейчас популярны как никогда, при этом их частенько смешивают, путают, да и употребляют невпопад, давайте быстренько разберёмся — куда их прикладывать, с какой целью, а где их употребление неуместно.

Прежде чем обсуждать что-то, желательно «на берегу» договориться об определениях, поэтому буду приводить словарные статьи и только потом комментировать.

Вина

Вина, чувство вины, угрызения совести — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей, или даже для самого себя, последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъект, то возникает чувство досады, а не вины.

Обратите внимание на слова «объектом которого является некий поступок субъекта» — это ключевое в чувстве вины, нельзя быть виноватым за то, что ты не делал. Многие не до конца это понимают.

Слова: «да, ты не убивал никого в Украине, но ты всё равно виноват» ровно про это непонимание.

И обратная ситуация, если ты говоришь «да, я не убивал никого в Украине, но я всё равно чувствую вину», то тебе к психотерапевту и разбираться, что не так. Это не оскорбление, просто действительно что-то нарушено.

Подытожим: вина это чувство, которое возникает в результате твоих действий, которые привели к негативным последствиям для других людей.

Стыд

Стыд — чувство или внутреннее сознание, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

И снова мы видим, что это чувство неотделимо от субъекта. Именно ты должен что-то сделать или иметь качество/философию за которые станет стыдно. Например: «Я ватник! Ах, как я этого стыжусь!»

Но есть важно замечание:

Испанский стыд — чувство неловкости или стыда, испытываемое человеком из-за поведения другого человека.

Давайте разберёмся, когда он возникает:

  1. Эмпатия. Испанский стыд неразрывно связан с эмпатией — способностью переживать чувства другого человека, которое считается сильной эмоцией, способствующей самоотверженности, просоциальному поведению и групповым эмоциям, тогда как отсутствие эмпатии связано с антиобщественным поведением.
  2. Самопроекция. Психологическая проекция — это теория в психологии и психоанализе, согласно которой люди защищают себя от нежелательных эмоций, отрицая их существование в себе, приписывая их другим[20]. Проекция считается нормальным, обычным процессом в повседневной жизни. Однако косвенное смущение и другие косвенные эмоции работают в обратном направлении, запуская процесс, называемый самопроекцией. Нежелательная эмоция переживается другим человеком, и наблюдатель проецирует на себя то, что он интерпретирует как соответствующую реакцию.

Простыми словами: ты или должен себя ассоциировать с теми кто делает что-то стыдное, либо само стыдное действие должно быть для тебя знакомо. Например: «Моя сестра ходит с обгрызенными ногтями, мне за неё стыдно» или «Сержа с TJ не может похудеть, как и я, мне самому неловко.»

Т.е. возникновение «испанского стыда» (стыда за других) неразрывно связано с тем насколько ты близок в своём сознании с людьми которые совершают стыдное действие или с самим действием. Надо полагать, что российский военный воевавший в горячих точках может испытать большее чувство стыда за российских солдат в Украине чем датский пацифист, который в руках оружие не держал.

Резюме: стыд это чувство социальной неприемлемости наших действий, но мы можем испытывать его и за других («испанский стыд») тем сильнее, чем больше ассоциируем себя с субъектом или производимым действием.

Ответственность

Это слово имеет несколько значений:

Ответственность

  1. Свойство по значению прилагательного ответственный.
  2. Обязанность и готовность кого-либо отвечать за совершённые действия, поступки и их последствия.
  3. Способность и готовность субъекта признать, что он является причиной чего-либо.
  4. юр. Определённый уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований.
  5. разг. Добросовестность и дисциплинированность.

В контексте обсуждения нас интересуют пункты 2 и 3, а не насколько человек дисциплинирован и кем его признаёт суд.

Пункт 2 говорит о чувствах и снова о совершённых действиях, а не действиях третьих лиц.

А вот пункт 3 как раз о текущей ситуации, готовности субъекта или третьих лиц признать, что субъект является причиной. Разумеется это суждение может быть в разной степени справедливым или нет. Например: «Я чувствую себя ответственным, за то, что творили российские солдаты в Буче» или «Все россияне ответственны за вторжение в Украину, поэтому им надо перестать выдавать визы». Итог: ответственность это либо готовность отвечать за совершённые действия, либо способность признать себя причиной чего-либо.

Что я думаю про коллективную вину?

Начиная с 2014 года, а сейчас особенно, придерживаюсь позиции, что россияне выступающие против войны — это заложники фашистского режима, они в опасности и беде, это гуманитарная катастрофа, их надо спасать, нужен статус беженца для россиян бегущих от режима. Вам может не нравиться это мнение, но вот оно такое.

Не говоря уж о том, что философы крайне негативны не просто в оценке коллективной вины, а даже коллективной ответственности:

Ценность принадлежит личности, и именно личность является единственным носителем моральной ответственности. Никто не виновен морально, кроме как в отношении какого-либо поведения, которое он сам считал неправильным… Коллективная ответственность – это… варварство.

(Льюис, 1948, стр. 3–6)

Для тех, кто хочет больше почитать по теме:

Считаю, что травля людей живущих в фашистском государстве и с риском для свободы выступающих против войны это мерзко и отвратительно. И нет, я не придерживаюсь точки зрения, что большая беда, война, такое оправдывает. Просто есть одна мерзость и другая мерзость.

Если кратко — я не мама-утка никому, у меня нет задачи образовывать аудиторию которая не может выработать простейшие философские понятия в бытовой среде, не понимает, что вина неотделима от субъекта, что государство это вообще не субъект (носитель деятельности, сознания и познания, индивид), что коллективную ответственность изжили, что россияне в беде, а не «свинособаки» и «рабская нация».

Дискуссия с этой аудиторией мне не нужна и не интересна, поэтому когда начинается навешивание коллективной вины, ответственности, то да, бан за мнение. Именно так. Я пишу не для вас.


Подписаться на блог в Телеграм: Злая Печенька
Добавиться в чатик: Печенькочат
Твиттер: Evil Pechenka

Оставьте комментарий