Теракты и эмпатия

Вчера в нашем чатике (ссылка в профиле), мы, как и многие, обсуждали теракт в Крокусе. И вот идёт поток сообщений, видео с места событий и человек задаёт вопрос «А вас серьезно это трогает? В плане, как личную трагедию переживаете?»

И дальше происходит очень интересная вещь, если человека это недостаточно трогает или он не считает это ужасной трагедией, то ему говорят, что он бесчувственный психопат без эмпатии, которому плевать на жизни людей и как таких чудовищ земля носит. Т. е. есть некая правильная форма сопереживания терактам, и только она приемлема, те кто это не чувствуют, объявляются нелюдями и подвергаются презрению.

Поэтому, кстати, люди и не высказывают отличную от общепринятой точку зрения. Как я сейчас собираюсь сделать. Тема болезненная и чувствительная, поэтому попробую рассказать о своих чувствах и мыслях. Хотя, несомненно, кто-то оскорбится. Тут уж ничего не поделать.

Говорю о себе. Как я вообще воспринимаю беды и смерти других людей? Мы живём в век новостей, в мире 8 миллиардов человек, информация об их бедах и лишениях доступна всегда. Я, буквально могу узнать в подробностях кто как и почему умер. И в половине случаем ещё посмотреть фото и видео. Я чувствительный и впечатлительный человек, достаточно эмпатичный. И если я такое пропущу через себя, то меня просто парализует и я всё время буду в шоке. Всегда. Но тут даже дело не в чувствительности, любого парализует.

И как же я решаю эту проблему? Да очень просто, как и все, выстраиваю круги близости: убили миллион в Африке — это просто цифры, взрыв в Индонезии — не касается, в Англии убийство — ох-ох, в Твиттере подписчик в беде — скажу слова поддержки, может кину немного денюшек, у моей дочери проблемы — выкручиваем эмпатию на максимум, поддержка всеми ресурсами.

Я сейчас рассказываю не что-то удивительное, это стандартная ситуация. Помните было землетрясение в Японии в 2011 году, когда случилась авария на атомной станции «Фукусима»? Оно широко освещалось, все Одноклассники с Фейсбуком траурными свечками завесили. Но при этом вообще не видел ни одного сбора денег. Ну, типа, помочь тем, кто без дома остался. Неа, ни одного. Потому, что это вот такое расстояние сопереживания — мы говорим «ах как тяжело на душе, страшно, бедные люди». Но к отдаче личных кровных любимых денюшек ещё не переходим.

Да, если вам показалось, что мне видится в этом некое лицемерие, то вам не показалось. И правда, сострадание должно быть деятельным. Ну т. е. если я повесил горестную картинку в соцсети, которую пострадавший не увидит, то, похоже, что это не для него. Вот если я написал что-то попавшему в беду, поддержал, то это уже участие. Может даже помог: информацией, деньгами, ресурсами.

Мне кажется, что острая реакция на подобные события вызвана другим чувством — страхом. Насколько то же самое может произойти с тобой. В войне в Африке ты погибнуть не можешь, поэтому опускаем, атомная электростанция — тревожно, пожар — запросто может быть, теракт на концерте в месте, где я сам бывал — максимальный уровень ужаса.

И теперь, очень интересная тема, а насколько вообще теракты опасны? Какой риск погибнуть в теракте? Все наши чувства говорят, что теракт — это очень опасно, высшая степень тревоги. И с эмоциональной точки зрения так и есть — идёшь в знакомое место, ничего плохого не делал. Раз! Смерть! Очень страшно.

Но если подключить рациональное (я взял статистику по ЕС, она просто легко доступна, но можете любую взять), за 2021 год погибли: теракты — 2; умышленные убийства ~7500; автомобильные аварии ~20 000.

Понимаете? Теракты очень эмоциональны, но в 10 000 раз менее опасны, чем поездки на авто. Ну ладно, конечно, так не каждый год и бывает, что погибают 200 или 300 человек, такое случается. Но это всё равно на порядки ниже, чем другие причины неожиданных смертей.

Кстати, политики это хорошо знают и пользуются этим вовсю. Разумеется, граждане не любят запреты и ограничения, но «Надо! Иначе теракт!» и под эти соусом можно продать всё, что угодно, от отмены выборов губернаторов, до запретов на оружие и адских проверок банковских счетов. Удобно, да? Берём страшную эмоциональную причину смерти и давай дурачками манипулировать: «Отдай нам все свои свободы и права, а то террорист тебя убьёт!»

Не могу не упомянуть про войну в Украине, в которой постоянно гибнут мирные люди. По предварительным оценкам погибло более 10 000 за время войны, а если узнать реальные данные по Мариуполю, то эти цифры запросто могут стать в несколько раз больше. Т. е. каждый день, в среднем, ~15 человек умирает. 100 человек в неделю. 400 в месяц. Мужчины, женщины, дети, мирные люди — раз, и умерли. Я не говорю, что какая-то смерь не важна, но в одном месте погибло 120 человек, а в другом 400 гибнет каждый месяц. И ко второму мы, вроде как, привыкли. А что? Война, ничего не поделать. «Войны были, есть и будут», как говорят циники. А вроде бы — убивают от лица россиян, должно остро задевать. Но нет, психика не так работает.

Да, ещё почему-то землетрясение 2023 года в Турции вспомнил, 50 000 жертв. Но это где-то далеко, турки это не мы, это какие-то другие люди, к нам это не совсем относится и вообще они плохо строили.

И вот анализируя это и проецируя на себя — хочу быть честным: да, я не вовлекаюсь эмоционально в далёкие смерти, это правда. Я не переживаю и не мучаюсь, когда кто-то где-то умер. И я могу прочесть новость, а потом пойти взять вкусняшек, посмотреть весёлый фильм, пошутить с женой и иметь прекрасное настроение. И, нет, я не сижу, не страдаю и не плачу.

Значит ли это, что я равнодушный не эмпатичный психопат? Конечно нет. Просто если я эмоционально вовлекаюсь, то я пытаюсь чем-то помочь человеку. Например, вчера увидел в Твиттере девушку, которая попала в теракт, я искренне ей посочувствовал, полайкал, написал что-то ободряющее. Наверное, если в моё инфополе попадёт человек, которому нужно будет участие, то я это сделаю. Но этот резерв ограничен, у него есть ясные и видимые очертания. Вот тут я делаю, тут говорю, тут вздыхаю, а тут просто игнорирую.

И да, не очень верится, что кто-то целыми днями сидит и пропускает сквозь себя все страдания мира. И без конца переживает и плачет. Уж простите.


Подписаться на блог в Телеграм: Злая Печенька
Добавиться в чатик: Печенькочат
Твиттер: Evil Pechenka

Оставьте комментарий